Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Святой апостол Филипп.
I. Св. ап. Филипп, память коего совершается ныне, из числа двенадцати апостолов, родился в Вифсаиде. Он был из числа тех людей, которые пламенно желали скорейшаго явления в мире Спасителя. Услышав об Иоанне Крестителе, св. ап. Филипп покинул дом родительский и сделался одним из ближайших учеников Предтечи. С восторгом он узнал от св. Иоанна, что ожидаемый Мессия уже пришел. Когда Спаситель, после крещения и сорокадневного поста в пустыне, вышел на проповедь, то Он встретил св. ап. Филиппа и сказал ему: «гряди по Мне» (Иоан. 1:43). Св. ап. Филипп безпрекословно последовал за Господом, привел к Нему друга своего Нафанаила и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностным учеником Его. Св. ап. Филипп за ревностное проповедание евангелия распят был на кресте головою вниз. По имени св. Филиппа называется пост пред праздником Рождества Христова, начинающийся 15 ноября.
II. а) Мы видели, братия, что лишь Божественный глагол: следуй за Мной! коснулся слуха Филиппа, – Филипп оставил все и последовал за Христом и уже никогда до самой смерти не оставлял Его. Такова сила Божественного гласа.
Но не одних св. апостолов зовет к Себе Господь: зовет Он и каждаго из нас и зовет непрестанно. Со времени первого гласа Божия к первому грешнику: «Адаме! где еси?» этот голос немолчно раздается и будет раздаваться до скончания века в уши каждаго человека-грешника. «Се стою» (Ап. 3, 20), говорит Сам Господь, «у двери и стучу»: не отворит ли кто Мне сердца своего, не услышит ли кто гласа Моего. Многочастне и многообразне Бог говорит каждому из нас: следуй за Мною. «Следуй за Мною», а не за плотию, говорит Он в совести нашей. «Следуй за Мною», а не за миром, говорит Он в слове Своем. «Следуй за Мною», а не за своими страстями, за своею скупостию, за своим честолюбием, говорит Он в поучениях пастырей церкви. «Следуй за Мною», а не за тысячью предметов, которые только обольщают тебя суетно, но никогда не сделают тебя счастливым. Посмотри на небо, куда тебя зову, как оно прекрасно; можно ли сравнить его с землею? Но зачем же привязываешься так сильно к земле? Посмотри, сколько лжи, коварства в мире; а в обителях Моих правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Римл. 14, 17), тишина, согласие и любовь.
Зовет нас к Себе Господь, а мы не идем. Простирает к нам Свои руки, а мы отвращаемся от Него. Накануне воскресных и праздничных дней колокола благовестят человеку великую радость: «иди к Богу! иди к Богу! Помни день воскресный!»; а мы сего поистине громового гласа не слышим, и спокойно идем кто на поле свое, кто на село свое, кто в собрания общественныя, кто на суетныя зрелища, кто в гости, к кому самому гости.
Отчего же, Господи, слово Твое, так живо и спасительно действовавшее на умы и сердца св. апостолов, не действует на наши сердца, на наши умы?Среди шума страстей, воюющих в плоти нашей, среди шума мирских удовольствий, не слышим мы голоса Бога, зовущаго нас к Себе; голос Божий не находит отголоска себе в душе нашей, как голос вопиющаго в пустыне; не так душа наша настроена, чтобы слышать его; не о том думает она, не к тому стремятся ее мысли и желания.
Св. ап. Филипп так скоро и радостно отозвался на голос Христа потому, что он имел душу уже предъочищенную, хорошо настроенную для того, чтобы слышать Господа. Послушаем, что он говорит: «обретохом Мессию». «Обретохом», – значит он искал Христа, думал о Нем, желал, чтобы Он пришел скорее. «Обретохом, говорит он, о Котором писали Моисей в законе, и пророки»… Значит он читал св. писание, поучался в законе, испытывал писания… Вот чем, братия, душа наша очищается от дурных мыслей; вот чем предуготовляется к слышанию гласа Божия.
б) Св. ап. Филипп, как услышал глас Божий, тотчас оставил все и последовал за Христом; не стал он раздумывать, не стал говорить: Господи! позволь, я прежде покончу свои земныя дела; позволь прежде пойти похоронить отца моего, или проститься с домашними моими, как говорили Спасителю впоследствии времени желавшие последовать за Ним и не последовавшие (Лук. 9. 59. 61), или как некогда до своего обращения говорил блаженный Августин: «спаси меня, Господи, но еще не теперь; сейчас встану, еще одну, одну минуту». В деле спасения нашего все, братия, зависит от «решимости» повиноваться голосу Божию, решимости безусловной, скорой, неотложной. «Кто хочет плыть, говорит приснопамятный Филарет, митрополит московский, тому прежде надлежит отвязать, или, для поспешности, отсечь веревку, которою лодка его прикреплена к берегу. Кто желает быть действительно на пути к небу, тому надлежит или постепенно – со вниманием и усилием разрешить, или, если боится закоснеть, и если чувствует в себе довольно силы, – решительным ударом отсечь все страстныя, земныя привязанности» (Изд. 1848 г. 1. 90). Вот этой-то твердой решимости в большей части из нас и нет. Многомилостив Господь; Он иногда и против воли нашей заставляет слышать голос Свой. В самом деле, кто из людей самых разсеянных не слыхал в душе своей голос Божий и не говорил самому себе: довольно! Пора остепениться, пора позаботиться о спасении души своей? Кто из нас самих не сознавал не раз, а даже несколько раз, что хорошо бы поусерднее и Богу молиться каждый день, и каждый день читать слово Божие, и уделять часть имения своего в пользу бедных, и неопустительно по праздникам ходить в церковь? Да, братия, появляются и в душе нашей святыя мысли и разсеевают окружающий нас греховный мрак, и не без содрагания видишь тогда себя в бездне греховной, не без ужаса сознаешь, что ты и несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Ап. 3, 17); в душу прокрадывается умиление, и готов иногда бываешь все сделать, чтобы выйти из этого ужасного состояния, готов непрестанно, подобно ап. Петру, вопиять и иногда действительно вопиешь: Господи! спаси меня, погибаю! (Мф. 14, 30). Но отложишь исправление до следующаго дня… и увы! в большинстве случаев отложишь навсегда. Как молния явилась святая мысль, как молния и исчезла, и ты, по прежнему, во тьме греховной. Посему-то и заповедуется нам «не отлагать день от дня спасения» (Рим. 13, 12. 13). Увы! Каждому из нас по опыту известно, что значит отложить свое спасение до другого дня. Не так поступил св. Филипп: он услышал слово Божие: иди за Мною, – и сейчас пошел.
в) Но св. ап. Филипп не только сам пошел, но и привел ко Христу своего друга Нафанаила... О! братия, заботясь о своем спасении, не забудем позаботиться и о спасении своих друзей. Часто мы клянемся друзьям своим в вечной дружбе. Но ведь вечно будем жить не на земле, а на небе. Позаботимся, чтобы друзья наши остались нам друзьями не только здесь на земле, но и там, на небе; чтобы нам и на небе встретить их с большею радостию и любовию, чем с какою мы встречаем их здесь, на земле… Вот что говорит св. Златоуст: «хотя бы все в нашей жизни устроено было хорошо, довольно, этого одного греха – небрежения о спасении ближних, чтобы ввергнуть нас в геенну» (Слова, III, 77). Какое страшное слово! Убоимся, братия, поревнуем св. Филиппу, который, спасшись сам, заботится о спасении своего друга и влечет его ко Христу.
III. Подражая св. ап. Филиппу в последовании Христу, будем, братия мои, подражать ему и в решимости оставить все, что препятствует идти за Христом, и в обращении друзей, знакомых и ближних своих ко Христу, Спасителю мира. (Сост. свящ. Г. Д-ко по «Душ. чт.» 1883 г., декабрь).