В нашем Храме появилась новая икона святого великомученика Царя Лазаря Косовского. В этом году я побывала на его родине в Сербии. Царь Лазарь после святого Саввы, первого архиепископа Сербского, первый наиболее почитаемый святой на земле этого православного братского нам народа. События Косовского сражения почитают все сербы и нет человека, который не знает, кто такой великомученик великий царь Лазарь. Нет, это сражение не было ознаменовано великой победой на земле. По преданию к царю Лазарю явился Ангел и вопросил, каким будет его выбор — победа, то есть «Царство Земное» или поражение, и тогда — если последнее — все войско наследует «Небесное Царство»? Царь, нисколько не колеблясь, выбрал Небесное Царство, поэтому, по преданию, многотысячное войско причастилось перед боем Святых Христовых Таин и было изничтожено турками во главе с султаном Мурадом I в 1389 году. Тем самым, осуществив в полной мере святосавский всенародный идеал «все за Христа – Христа ни за что». Укрепившись, этот идеал передается через века из поколения в поколение в сербком народе. Но, к сожалению, и сегодня попасть в самое сердце Сербии, Косово, где была та битва не так просто.
Я же побывала в северной части Сербии, в ее автономном крае Воеводине, на Фрушка Горе. Он находится в окружении Венгрии, Хорватии, Румынии. Столица этого края – Нови Сад. В этом городе, кстати, была заложена непреступная австрийская Петроварадинская крепость на берегу Дуная – укрепление против нашествия турецких войск. В 1716 турки здесь потерпели поражение. Сегодня это одна из главных достопримечательностей этого края. Но на самом деле главное здесь — это 17 православных монастырей, которые расположены по склонам Фрушка Горы вокруг дивного города Нови-Сад, на участке длиной всего 50 км, шириной 10 км. Это самые настоящие крепости Духа, Святого Духа. Дорога ведет к ним извилистая, узкая, порой вдоль садов с яблоками и виноградниками, порой ближе к вершинам через густой лиственный лес. Раньше, в 16-17 веках, монастырей здесь было на этом участке вдвое больше. Вытесненные с юга турками сербы, обосновывали свою духовную жизнь здесь.. Но есть и намного более древние монастыри здесь — те, которые были возведены древним царским родом Неманичей, который и повел сербский народ через узкие, извилистые тропы ко Христу. Конечно, время от времени практически каждый монастырь был разрушен и разграблен не раз: и турками и католиками австро-венграми, а потом и усташами хорватскими во Вторую мировую войну. Поэтому сегодня только 17 монастырей: какие-то из них полностью восстановлены, какие-то на пути к этому. Но, каждый раз, когда входишь в ворота очередного из них – то чувствуешь себя в «Царстве Небесном» или буквально у его предела.
Большинство обителей – женские. Они очень малочисленные – не более десяти человек. В одной из них, в самой дивной, в Малой Ремете – только игуменья и одна монахиня. Но это дивный, дивный и ухоженный сад. Кстати, там есть место и для трудников и возможность стать послушницей, и даже остаться насовсем для тех, кого призовет Господь в иночество. Сама игуменья Рафаила приглашала всех (есть ее телефон)!
А рядом с Малой Реметой — Малая Раваница. В этом монастыре очень долгое время почивали сами мощи святого Царя Лазаря, пока в южных краях находились турки. Сегодня мощи возвращены в Великую Раваницу на 600-летие празднования события Косовкой битвы, совсем недавно. Удивительный с точки зрения мирского понимания праздник. Ведь этот праздник, который знают и празднуют все сербы возводит очи только к Небу, а иначе как можно праздновать поражение на земле – вот они и празднуют торжество жизни Небесной! Все, все сербы почитают святого мученика Царя Лазаря, а с ним и мучеников воинов косовских. А здесь в Малой Раванице осталась частица мощей и память об их длительном пребывании. Еще один монастырь Язак рядом открыт для почитания другой не менее значимой святыни, мощей последнего царя из династии Неманичей, родоначальников Христианства на сербской земле, Уроша V.
Я перечитываю уже не первый раз строки святителя Николая Сербского, близкого по времени жизни к нам святого: «В монастырях сербский народ учился правилу веры и образу кротости. А наряду с этим и своей великой истории. Каждый монастырь напоминал об основателе, правителе или знаменитом муже сербском». Я перечитываю и удивляюсь, потому что все так. Сербские правители не тратили свои деньги на возведение своих земных дворцов, таких как Гамбургский, например, в Вене или Букингемский в Англии. Здесь же можно встретить лишь обилие монастырей-крепостей, которые построены «во славу Христа Бога, народу своему на пользу и собственной душе во спасение».
А эта маленькая гора, где россыпь таких драгоценных обителей, как оазис для христианина, который вырвался из суеты своих дней в этот дивный край, где течет такая древняя христианская река Дунай, где сербский язык ласкает слух своей певучестью и схожестью с нашим родным русским. А самое главное — это люди. Каждый раз здесь происходят удивительные знакомства и добрые встречи. Это и игуменья Рафаила, уже старенькая 84-х лет, но бодрая духом подвижница, из Малой Реметы, и игуменья Анастасия из Раваницы, обнявшая нас с восклицанием — «Русы!»; это и сестра Ягода, певшая удивительную песню святого Николая Сербского, так что захотелось знать этот дивный язык; это и светлый монах Евгений, который поймал мой взгляд, когда я смотрела на икону Божией Матери, которая будто не отводила свой взляд от меня, где бы я не находилась — потому что это чудо и не только для меня – для всех. И не только это – вообще, просто чудо здесь очутиться.
Кстати, если говорить не только о монастырях, а и о простых людях, которые живут на этой Горе, то тоже можно оставить не мало очерков. Я только вскользь сейчас упомяну об одном молодом человеке, который поразил меня своим подарком. Да, сербы любят делать подарки. Так вот – этот простой водитель автобуса, армейский друг моего друга, оказался большим любителем книг – у него дома тысячи, тысячи книг на разных полках. Это удивительно оказаться в доме, где столько стеллажей с книгами. И только я завороженно прикоснулась к трехтомнику о Косовской битве, как он сразу решил мне его подарить. Мы отказывались, как могли. Но когда я уже подходила к машине, он подбежал ко мне и все-равно отдал. Его зовут Милан, милый, милый и очень добрый Милан. Это был лучший подарок, какой я могла получить. Жаль, все – равно пока я по-сербски разумею очень мало. Конечно, самый большой подарок – это сама поездка в этот дивный край, с грозным названием – Воеводина. И моим верным проводником был исконный житель этого края из самой красивой деревни на берегу Дуная Черевич. А познакомились мы в Храме «Большой Златоуст» на Литургии. Поэтому и икона сегодня здесь есть из Сербии, как благодарность Богу за встречу.
Быть может, я напишу еще не один очерк из Сербии, поэтому точку не ставлю…