Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Святой апостол и евангелист Матфей.
I. Св. евангелист Матфей, память коего совершается ныне, был сперва мытарь, т. е. сборщик податей, и был обращен Самим И. Христом. Проходя по берегу озера Генисаретскаго, Господь увидел его, сидящаго у сбора податей, и сказал ему: «иди за Мною». Матфей радостно последовал за Господом и, собрав других мытарей, устроил в своем доме для Господа угощение. Когда гордые фарисеи стали говорить ученикам: «зачем Иисус Христос ест и пьет с мытарями и грешниками?» Господь сказал на это: «не здоровые нуждаются во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Матфей был в числе 12-ти учеников Господа. Чрез 8 лет по вознесении Господнем, он написал евангелие для иудеев, обратившихся ко Христу. Желая доказать, что Иисус Христос есть именно Тот, о Котором предсказывали пророки, св. евангелист Матфей, в своем евангелии, постоянно приводит. ветхозаветныя пророчества и показывает, как они исполнились на И. Христе. О дальнейшей жизни св. Матфея по преданию известно, что он проповедывал в Мидии, Персии, Парфии и Индии.
II. Иисус Христос несколькими словами, сказанными мытарю Матфею: «иди за Мной» привлек его к Себе и сделал его ближайшим Своим учеником. И мы не погрешим, если скажем, что Иисус Христос привлекает к Себе всех, если только привлекаемые не противятся зовущему их голосу. Он Сам сказал: «аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе». (Иоан. 12, 32).
а) Обетование И. Христа привлечь к Себе всех несомненно, и начало исполняться непосредственно с того времени, как Он вознесен был на крест. Даже от толпы его мучителей, не перестававших терзать Его и на самом кресте, отделился один, по-видимому, недоступный ни для каких спасительных действий – один из распятых с Ним разбойников. Господь просветил его разум, коснулся его сердца, он увидел свои преступления, признал себя достойным наказания, уверовал в Господа, и сказал Ему: «помяни мя», «Господи, егда приидеши во царствии Твоем» (Лук. 23, 42).
Когда Господь испустил дух, когда церковная завеса раздралась на двое, и потряслась земля, привлечен другой, язычник, сотник, бывший при кресте на страже, и – сказал о Господе: «воистину Божий Сын бе Сей!» (Матф. 27, 54)! Непосредственно за сотником привлечены Иосиф аримафейский и Никодим, бывшие до сего времени только тайными учениками Господа.
Когда Господь вознесся на небо, то число привлеченных к Нему было уже более ста.
А когда сошел на учеников Господа Всесвятый Дух, и они начали проповедывать всем покаяние и веру в распятаго Господа, тогда народ начал привлекаться к Нему тысячами.
Обратите взор на три первыя христианские столетия! – Что видим? – Безчисленное множество мужей и жен, юношей и дев, людей старых и детей, смело и с полною надеждою на блаженную жизнь по смерти идет в узы, в темницы, на все мучения и смерть. Все они идут, чтобы остаться верными Христу, Который умер за них на кресте, в Котораго они веруют, на Котораго надеются, и Котораго любят всем сердцем.
Обратите взор на времена дальнейшия! – Что видим?
Видим многих подобных блудному сыну. Все дары, коими сподобил их Господь Бог, они употребили во зло и впали в крайнее бедствие. Но распятый и страдавший за грехи мира добровольно на кресте Господь коснулся их сердца Своею благодатию: они услышали Его слово и обратились к Нему.
Видим многих грешников, подобных упомянутой в евангелии грешнице (Лук. 7, 37). Они были весьма худы, служили только миру или плоти и совершенно погибали душею и телом. Но Распятый коснулся их Своею благодатию: они услышали Его голос, оплакали свое заблуждение и обратились к Нему.
Видим многих, подобных Закхею. Они были без Бога. Божество их было корысть. Но Иисус Христос коснулся их сердца Своею благодатию: они обратились к Нему, переменили худое направление своего сердца, возвратили чужое, кому что принадлежало, вознаградили за сделанный вред, и – грехи их прощены: они Христовы!
Видим многих, подобных апостолу Павлу до его обращения. Они гордились своею мудростию и добродетелью, смеялись над Христовым учением. Но Господь коснулся их сердца Своею благодатию и они обратились к Нему и крайне возрадовались, что нашли в Нем своего Господа и Бога.
Итак видим, что распятый на кресте Господь в самом деле привлек к Себе всех, кто не противился Его влечению.
б) Теперь пусть обратится всякий к самому себе, и посмотрит: привлек ли к Себе Господь его? Христов ли он?
аа) Св. апостол сказал: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Поэтому, ежели Господь меня привлек, ежели я Христов: то я непременно оставляю грех, распинаю плоть или не попускаю прийти в исполнение живущим во мне злым расположениям, истребляю греховныя привычки, заглаждаю мои грехи истинным покаянием. Но так ли я поступаю? Прекращаю ли мои расположения, противныя закону Божию? Истребляю ли греховныя привычки? Заглаждаю ли мои грехи истинным покаянием? Нет! Если бы я поступал так, то я делал бы себе насилие, подавлял бы нечистыя пожелания при самом их начале, подавлял бы в себе неправильный гнев, мщение, зависть, ревнивость, своеволие, самолюбие и т. п. Итак я еще не привлечен к моему Спасителю; я еще привязан к плоти, к миру, ко греху. Я еще не Христов!
бб) Св. апостол сказал: «живу не к тому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаю Себе по мне» (Гал. 2, 20).
Поэтому, ежели Господь меня привлек к Себе, то мне должно жить верою, – должно судить о земном и небесном сообразно с тем, что говорит о том моя вера. Но что делаю я? – Я живу и сужу так, как хочу, или как того требует общий тон в свете, или изменчивыя как волна мнения людей, сегодня отрицающих то, что завтра будут принимать, сегодня хвалящих, завтра порицающих за одно и то же, сегодня кричащих: осанна Сыну Давидову, завтра вопиющих против Него же: распни Его, распни Его! Я ищу только земного, тленнаго. Земная выгода, кратковременное удовольствие, похвала и благоволение мира, модное платье, зрелища и т. п. занимают мою голову и мое сердце гораздо больше, нежели вечная жизнь, вечное блаженство. Если бы я жил верою в Сына Божия, возлюбившаго меня и предавшаго Себя за меня, то вера в Распятаго показывала бы мне невыразимую любовь, которою Он возлюбил меня от вечности и по которой для меня принял всеобщий позор и смерть. Эта вера побуждала бы меня к благодарности и взаимной любви! Но есть ли во мне такая благодарность Господу, такая любовь к Нему? – Нет! Если бы были, то я непрестанно мыслил бы о распятом Господе, весьма любил бы слушать, когда говорят о Нем и о Его учении: чувствовал бы удовольствие от служения и молитвы Ему; ревностно ходил бы в Божию церковь к службам Его. Но я редко думаю о распятом за меня Господе, невнимателен к учению Его, разсеян при богослужении. Горе мне! я не принадлежу Христу, а принадлежу миру и себе!
в) Почему же я не принадлежу Господу? Неужели Он не привлекает меня? – Напротив, Он звал меня к Себе весьма часто. Он привлекал меня в первые дни моей жизни, когда мне преподавалось св. крещение и мνропомазание. Он привлекал меня в моей юности, когда я был наставляем в Его учении и Его любви. Он привлекал меня св. таинствами покаяния и причащения. Он многократно звал меня к Себе внутренним просвещением и пробуждением. Он привлекал меня радостями и горестями жизни, болезнями и разными скорбями, внушениями моих родителей, наставников и друзей, упреками и злословием моих врагов. Он звал меня богослужением, проповедями, назидательными книгами. Но я не давал Ему привлечь меня к Себе: я не Его, я принадлежу миру, себе самому и греху!
Посему я весьма удобно могу погибнуть навсегда; ибо кто не прилеплен к И. Христу, тот, как Сам Он утверждает, «извержется вон, якоже розга», не находящаяся на лозе, «и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает»(Иоан. 15, 6). Но, Боже мой, я не хочу погибнуть, хочу спастися.
III. Что же мне делать? – Если я в самом деле хочу спастися, то мне очень ясно, что должно делать. До сих пор я противился влечению распятаго Господа, с сих пор мне не должно так поступать. Мне должно все внимание обратить на безмерную любовь распятаго Господа, на все, что Он сделал для меня, и на Его учение. А за сим все, что во мне есть противного Ему, всемерно стараться истреблять истинным покаянием, отрекаться от всех гибельных для моей души удовольствий мира, и вообще распинать мою плоть с ее похотьми. Мне должно с сего времени всем сердцем возлюбить Возлюбившаго меня и предавшаго Себя за меня, принадлежать вполне Ему и остаться верным Ему во всей моей жизни и при смерти (Сост. с дополн. свящ. Г. Д-ко по «Словам или беседам» на все воскр. и праздн. дни Григория, архиеп. казан. и свияжскаго, т. 2, стр. 283–292)